Настенная живопись в храме подвергается тем же воздействиям что и все остальные покрытия, но потемнение от оседания сажи и пыли на ней менее заметны, чем на белых стенах. Тем не менее, процесс идет и за десять – пятнадцать лет, яркая и светлая картина может превратиться в «чёрный квадрат». Очистку монументальной живописи в храме, при плановом обслуживании, производят один раз в восемь лет, что равняется двум циклам очистки/покраски белых стен. То есть - один раз очищаются только белые участки храма, а на следующий - чистятся и стены, и живопись.
Цена ошибки в такой работе очень высока. При неправильном выборе технологии, живопись может сильно пострадать или вовсе быть испорченной.
И если даже, вы своими глазами видите, что участок живописи хорошо отмылся неким средством и краски остались на месте, - это ещё не значит что всё и дальше будет хорошо. Дело в том, что многие вещества способны проникать вглубь живописи и высветлять, разъедать, разрушать покрытия постепенно, в течении длительного времени. В итоге, осознание того что совершена ошибка приходит уже тогда, когда обработан весь объём и исправить ничего нельзя.
Обычно, ощутимо очистить роспись удаётся уже на этапе обеспыливания. Иногда этого оказывается достаточно и на этом можно остановиться. Главной трудностью в процессе обеспыливания живописи в храме является то, что свечная копоть очень легко размазывается и втирается в поверхность. При работе пылесосами, лучше использовать самые мягкие щётки.
При отмывке живописи водными растворами нужно учитывать то, что разные участки одной картины могут быть выполнены разными красками и реагировать на воду и прочие составляющие раствора по разному.
Лучшее что можно сделать, планируя очистку живописи в храме, это найти людей которые её писали и посоветоваться с ними!
Особой сложностью отличаются работы по чистке старой живописи. Перед началом таких работ очень не лишним бывает попробовать выяснить - как что выглядело пять лет назад, десять , пятнадцать... Можно поискать фотографии, выяснить какие работы кем, кода и с какими целями производились.
Дело в том, что покрытая свечной копотью роспись, выглядит, быть может, не очень красиво, но всегда очень ровно, без перепадов цветов и оттенков, без пятен. Удалив загрязнения, очень можно наткнуться на множество "сюрпризов".
Пример. Когда-то, где-то, отвалился кусочек штукатурки, вместе с фрагментом настенной живописи. Штукатурку восстановили и живопись восстановили. Вот только художник, восстанавливая данный участок, подбирал краски под цвет загрязнённой живописи вокруг, чтоб не выделялось. Теперь же, когда в процессе очистки интерьеров храма, вся копоть удалена, этот восстановленный участок получился сильно темней чем то что вокруг.
Другой пример. Некий участок живописи восстанавливался при полностью очищенных стенах и ошибки в цвете, как в предыдущем случае не было. Только за энное количество лет, краски новые и старые старели и менялись не синхронно, что привело к разнице оттенков.
И на последок. На сводах храмов часто бывают протечки или места большого скопления конденсата, в результате которого возникают отслоения или потемнения.
Выше описанное не значит, что не надо чистить. Просто нужно иметь ввиду, что такое может быть и подумать заранее, что делать в таком случае.
Наш совет такой - ищите художника сразу, на всякий случай.